Закончила Московский Российский Государственный Институт Управления им. Серго Орджоникидзе по специальности инновационный менеджмент, а позже и программу магистерской подготовки по специальности – "Стратегический менеджмент".
В 2005 году закончила обучение в Высшей коммерческой школе при Всероссийской академии внешней торговли Министерства Экономического развития и торговли РФ по программе МВА. Специализация – "Финансовый менеджмент, франчайзинг".
Теорией и практикой франчайзинга Нина Семина вплотную занимается с 2001 года, дипломную практику по программе МВА проходила в Российской Ассоциации Франчайзинга. Создала и 7 лет руководила Департаментом развития Франчайзинга в компании DELOSHOP. За годы ее управления в компании было разработано около 50 франчайзинговых пакетов в разных сферах бизнеса, продано более 300 франшиз во многие регионы России, проведено 12 региональных конференций, в которых в разное время принимали участие свыше 60 компаний-франчайзеров.
Нина Семина – автор большого числа статей по теории и практике Франчайзинга, публиковалась в журналах «Генеральный директор», «Бизнес-журнал», «Секрет фирмы», «Модный магазин», «Управление магазином» и др. Постоянный участник мероприятий, посвященных проблемам Франчайзинга, спикер и ведущий круглых столов и конференций по вопросам франчайзинга в регионах России.
Задать вопрос консультанту
Вопросы консультанту
Что входит во «франшизный пакет»?
Отвечает Нина Семина, Генеральный директор компании ФРАНКОН:
Как правило, «франшизным пакетом» принято считать совокупность документов для
партнера франчайзи:
- Договор,
- Коммерческое Предложение,
- Презентации,
- Экономическая модель франчайзингового предприятия,
- Руководство по управлению бизнесом и др. документы.
После договора, Руководство для франчайзи – один из центральных документов в
пакете франшизы.
Кстати, франчайзер может использовать различные названия этого документа:
Руководство по франшизе, Операционное пособие, учебник франчайзи и др. Часто
выбор названия определяется исходя из особенностей бизнеса, а также названий
других пособий и инструментов коммуникаций, доступных для франчайзи и помогающих
им вести бизнес успешно.
Название "Руководство по франшизе" – это совокупность информации, которая
необходима для становления, функционирвания и развития франшизного предприятия.
Как правило, Руководство описывает первоначальные обязательства франчайзи
(например, «Создание нового бизнеса») и последующие обязательства франчайзи
(«Требования к ежедневной деятельности»). В сочетании с хорошим обучением и
поддержкой франчайзора, Руководство является мощным инструментом управления
качеством, к которому франчайзи будет обращаться на всех стадиях развития
бизнеса.
Однако, неправильно считать, что пакет франшизы – то только документы для
франчайзи. Подготовке этих документов, предшествует, разработка самой Концепции,
подготовка документов становления франчайзинга в самой компании франчайзора.
Ведь с выбором стратегии развития по франчайзингу, у Франчайзера появляется еще
один новый бизнес - франчайзинг.
Ему необходимо решить много вопросов: набор и
отбор потенциальных франчайзи, поддержка франчайзи в период открытия и
функционирования бизнеса, контроля франчайзинговых точек, взаимоотношения
департаментов компании с вновь созданным отделом франчайзинга.
Мои партнеры настаивают на том, чтобы мы продавали франшизу (у нас есть обращения). Я же не понимаю, зачем я буду рисковать собственным именем. Тем более, что у нас есть инвестиции на открытие собственных предприятий. В каком случае, франчайзинг, действительно будет нам полезен?
Отвечает Нина Семина, Генеральный директор компании ФРАНКОН:
Преимущества франчайзинга известны во все мире: это быстрое расширение
бизнеса на новых территориях при минимуме собственных финансовых затрат и
трудовых ресурсов, освобождение от необходимости оперативного управления,
получение дополнительного дохода за счет выплат франчайзи.
Если кратко, то франчайзинг, как стратегия развития достаточно эффективен,
при реализации следующих целей:
- Быстрый захват рынка при минимальных человечески и денежных ресурсах
- Выход в «отдаленные» регионы (в которых содержать собственный бизнес
экономически нецелесообразно)
- Выход на перспективные, но незнакомые рынки
- Укрепление бренда, за счет построения большой фирменной сети
Также франчайзинг часто является оптимальным решением, позволяющим выйти на
рынок небольших городов.
Зачем мне нужно обращаться к консультантам для разработки пакета франшизы? Ведь это мой бизнес, и я его знаю лучше других.
Отвечает Нина Семина, Генеральный директор компании ФРАНКОН:
Ни один консультант не может разработать, скопировать модель Вашего бизнеса без Вашего участия, иначе, это будет уже не Ваш бизнес.
Только при участии специалистов Вашей компании, отвечающих за ключевые бизнес- процессы возможна разработка успешной франшизы, именно Вашего бизнеса. Консультанты (в проекте, как правило, работает несколько человек - от специалиста по франчайзингу, юриста до PR менеджера, специалиста по продаже франшиз) смогут помочь Вам определить саму концепцию франчайзинга, подготовить качественные документы, договоры, учитывающие все риски.
В процессе подготовки франшизы, исходя из опыта разработки франчайзинговых пакетов в таких же сферах бизнеса, консультанты уже на начальном этапе помогут Вам избежать многих ошибок, а главное сэкономят Ваше время на подготовку документов.
Многие франчайзеры подготовили свои франчайзинговые пакеты самостоятельно с различной степенью успеха, а другие стремились использовать внешнюю помощь, признав, что им необходимо профессиональная поддержка опытных специалистов.
Еще один аргумент в пользу работы с консультантом, часто, сотрудники внутри компании не могут подойти к своей теме объективно, точно описать процедуры.
Еще одной проблемой является то, что они не знают, как связать руководство и договор франчайзинга. На начальном этапе, они продолжают переписывать, но осознают трудность завершения работы.
Наоборот, консультант со стороны может быстро стать частью команды франчайзера, получая информацию о бизнесе.
Руководство является Конфиденциальной информацией?
Отвечает Нина Семина, Генеральный директор компании ФРАНКОН:
Руководство остается собственностью Франчайзора в течение всего срока
договора.
Когда он заканчивается, франчайзи должен вернуть вам руководство
вместе с любой другой соответствующей документацией.
Большое внимание должно
быть уделено тому, чтобы ни одна часть руководства не попала в руки постороннего
лица, поскольку оно содержит конфиденциальную информацию о ваших методах работы
и практике, которые вы не хотели бы раскрывать.
Франчайзи и их сотрудникам нужно
предложить подписать соглашение о неразглашении информации и создать в компании
режим Коммерческой тайны, прежде чем они получат руководство.
Предусмотреть, кто
из сотрудников франчайзи будет иметь доступ к этому документу. Франчайзи не
имеет право делать копии Руководства, передавать его лицам, не имеющим доступ к
данной информации.
Моя франшиза имеет относительно простую концепцию. Нужно ли мне документировать процедуры?
Отвечает Нина Семина, Генеральный директор компании ФРАНКОН:
Франчайзеры простых бизнес-концепций часто удивляются, когда мы начинаем
составлять содержание руководства для них. Например, руководство по франшизе
сети магазинов бижутерии может растянуться на несколько десятков страниц формата
A4.
Нужно ли разрабатывать подробные инструкции, Руководство для партнеров – франчайзи? Или можно просто разработать договор?
Отвечает Нина Семина, Генеральный директор компании ФРАНКОН:
После договора франчайзинга (Договора Коммерческой Концессии) Руководство по
оперативному управлению является самым важным документом, переданным франчайзи.
Если договор устанавливает договорные обязательства франчайзера и франчайзи,
то документ, определяющий деловую репутацию франчайзера, в операционных деталях
уточняет, что нужно делать франчайзи, чтобы выполнить свои обязательства.
Договор обычно ссылается на Руководство для франчайзи, а также другие
документы, которые передаются франчайзи. После того, как договор подписан,
именно Руководство будет служить главным инструментом для напоминания франчайзи
об его обязательствах и позволять ему ежедневно выполнять условия договора.
Что касается вопроса, насколько подробным должно быть руководство, то здесь,
нужно исходить из типа и масштаба операций Вашего бизнеса, которые важно за
документировать на первоначальном этапе.
Необходимо также помнить, что Руководство – это «живой» документ, который,
развивается вместе с Вашим бизнесом и Вашей франшизой. То есть в него постоянно
вносятся изменения (если таковые, коснулись Вашего бизнеса), модификации и
дополнения и оно становится более подробным. Любые нововведения , изменения во
франчайзинговой системе обязательно должны отражаться в Руководстве.
Другие вопросы
Публикации консультанта
8 сентября 2011
Покупка франшизы: какие вопросы задать продавцу
21 марта 2011
Весенний сенокос
Другие статьи