Опыт работы во франчайзинге с 2000 года в качестве юриста компании "Довгань", заключение лицензионных договоров.
Закончила Московскую государственную юридическую академию, факультет правоведение, гражданско-правовая специализация, диплом с отличием, квалификация - юрист.
Имеет большой опыт работы в следующих направлениях: полное правовое сопровождение деятельности юридических лиц, мониторинг текущего законодательства, анализ и обобщение арбитражной практики по вопросам деятельности компаний, выдача заключений по правовым вопросам.
Разработка правовых схем реализации инвестиционных проектов, структурирование и юридическое сопровождение комплексных сделок с участием российских и иностранных компаний, в том числе правовой due diligence компаний, разработка базовых условий сделок, договоров, соглашений и проч.
Регистрация прав на результаты интеллектуальной деятельности. Юридическое сопровождение сделок с недвижимостью. Разработка и правовая экспертиза договоров поставки, займа, услуг, коммерческой концессии, лицензионных, подряда, агентских, хозяйственных и проч. договоров.
Представление интересов компании в ФСФР, ФИПС, ФАС, Минюст, налоговых и иных гос.органах.
Задать вопрос консультанту
Вопросы консультанту
Подскажите, пожалуйста, если наша компания не имеет зарегистрированной торговой марки (товарного знака), мы можем продавать свою франшизу по договору коммерческой концессии? Я слышал, что возможно составление договора о передачеисключительных прав на коммерческое обозначение и на этом основании возможна продажа франшизы. Подскажите, так ли это?
Есть ли другие варианты продажи, если ТМ не зарегистрирована? Спасибо! С Уважением, Максим!
Отвечает Екатерина Арония, Руководитель правового департамента компании ФРАНКОН:
Согласно действующему законодательству (ст.1027 ГК РФ) объектом
договора коммерческой концессии (ДКК) является комплекс исключительных
прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на товарный знак.
Таким образом, передача исключительных прав на товарный знак в
обязательном порядке должна быть включена в ДКК. Передача исключительных
прав по ДКК подлежит государственной регистрации в установленном
порядке. Если товарный знак не зарегистрирован, то и права на него Вы
пока передать не можете. Следовательно, до регистрации товарного знака
продажа франшизы по ДКК невозможна.
Однако на практике существует
ряд правовых схем, позволяющих начать работу еще до момента регистрации
товарного знака. С этой целью специалистами разрабатывается пакет
документов, содержащий комплекс договоров, на основании которых можно
получить первоначальный взнос и начать работу с франчайзи еще до момента
регистрации товарного знака, а после его регистрации – перейти на
Договор Коммерческой Концессии.
Встречаются компании, которые
передают франшизу по договорам поставки, услуг, и т.п. Однако мы этого
делать не советуем, т.к. вышеперечисленные договоры не защищают интересы
франчайзера надлежащим образом.
Мы рекомендуем перед началом
работы обязательно подать заявку на регистрацию товарного знака и
получить тем самым приоритет, чтобы Ваши интересы были защищены. При
получении Свидетельства на товарный знак советуем заключить с
действующими партнерами - франчайзи ДКК, максимально защищающий интересы
франчайзера.
Можно ли начать продавать франшизу не имея зарегистрированных документов от Роспатента, имея только договор Договор коммерческой концессии?
С уважением, Вадим
Отвечает Екатерина Арония, Руководитель правового департамента компании ФРАНКОН:
Договор коммерческой концессии вступает в силу с момента его госрегистрации
в Роспатенте. Таким образом, имеющийся у Вас договор является недействительным и
не может служить основанием для платежей и иных действий сторон.
В случае, если документы на регистрацию ДКК поданы или будут поданы в
ближайшее время в Роспатент, то сотрудничество можно начать уже сейчас путем
заключения предварительного договора ДКК (по нему могут быть произведены платежи
с последующим зачетом в счет платежей по зарегистрированному ДКК).
В чем разница между Договором Коммерческой Концессии и договором франчайзинга?
Отвечает Екатерина Арония, Руководитель правового департамента компании ФРАНКОН:
В российском законодательстве используется термин «коммерческая концессия» (гл. 54 ГК РФ), в мировой практике – «франчайзинг». По своей сути эти понятия
равнозначны.
Какой договор мне лучше заключать с франчайзи при продаже франшизы? Что лучше заключать – ДКК или лицензионный договор на использование ТЗ и в чем между ними разница?
Отвечает Екатерина Арония, Руководитель правового департамента компании ФРАНКОН:
Эти два договора имеют между собой много схожего.
Вместе с тем в отличие от лицензионного договора ДКК предусматривает использование не одного определенного объекта интеллектуальной собственности, а целого комплекса исключительных прав, включая права на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, коммерческое обозначение, ноу-хау и т.д.
ДКК предусматривает использование комплекса не только исключительных прав, но и деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя (правообладатель предоставляет контрагенту документацию по ведению бизнеса, обучение персонала, консультирование по различным аспектам организации хозяйственной деятельности и проч.).
Таким образом, ДКК более широко и подробно регулирует отношения сторон в процессе сотрудничества, предполагая их более тесную взаимосвязь.
Могу ли я получить «типовой» договор франчайзинга или использовать договор, который заключает мой прямой конкурент?
Отвечает Екатерина Арония, Руководитель правового департамента компании ФРАНКОН:
Попытка создать договор силами юристов, не имеющих опыта работы во
франчайзинге (а то и просто воспользоваться «типовым» или договором
конкурентов), это основная ошибка при разработке франшизы.
Юристы не проводят
тщательные исследования рынка франшиз, не оценивают альтернативу бизнеса, не
проводят стратегические расчеты, которые требуются при разработке франшизы. До
разработки договора, необходимо продумать ВСЮ систему франчайзинга,
проанализировать цели, бизнес-модель, составляющие франшизы, льготы и системы
поддержки франчайзи, точки контроля , риски, систему ответственности,
проанализировать конкурентные франшизы и многое другое.
Ни в коем случае, не рекомендуется использовать «типовой» договор. Ваш бизнес
имеет отличительные черты, даже по сравнению с близкими конкурентами.
Используя
«типовой» (чужой) договор, Вы не учитываете нюансы Вашего бизнеса, Ваши риски,
Ваши возможности сотрудничества с будущими франчайзи, и в конечном итоге, это
практически всегда приводит к пересмотру условий договора, конфликту с
действующими франчайзи, а то и просто к закрытию программы франчайзинга в
компании.
Другие вопросы
Публикации консультанта
24 января 2012
Франчайзинг. Нормативно-правовая база сегодня
Другие статьи