В течение последних трех лет в США - безусловном лидере среди развитых стран по франчайзингу - рынок находится в жесткой стагнации, прежде всего, под воздействием снижения потребительского спроса и ужесточения кредитных стандартов.
В прошедшем 2011 году наблюдалось некоторое увеличение оборота франчайзингового бизнеса на 5,3% (в денежном выражении), однако количество новых открытых франчайзинговых точек в то же время уменьшилось на 0,6%.
В соответствии с исследованием IHS Global Insight после сдержанного роста рынок франчайзинга США ожидает возрождение в 2012 году. Наблюдаемые улучшения в сдерживающих рост областях привели исследователей к выводу, что франчайзинговый рынок США наконец-то ожидают положительные темпы роста (почти в 2%). Лидерами по динамике развития ожидаются франчайзинговые сети в области строительства, сегменте персональных услуг, а также сферах фаст-фуда и бизнес-услуг.
Однако прогнозы по результатам опроса Franchise Business Leader Survey 2011 года менее оптимистичны: число франчайзеров и франчайзи, ожидающих ухудшения экономической ситуации, увеличилось в 3-4 раза по сравнению с предыдущим годом. Но всё же большая часть участников опроса осторожничают и ожидают умеренный рост.
Специалист по франчайзингу Джоэль Либава выделяет следующие тенденции рынка франчайзинга в США:
1. Распространение конверсионной модели франшизы.
"В конверсионной франшизе независимое предприятие, например, местный магазин "у дома", платит роялти, чтобы стать частью системы франчайзинга известной компании, например, 7-eleven. Обе стороны получают выгоду в этой сделке: владелец магазина - популярный бренд и рост оборотов, а франчайзер - мгновенный поток роялти. Под конверсионную франшизу также легче получить финансирование из-за существующего потока доходов независимых магазинов и проверенной модели франчайзера."
В России эта форма франчайзинга также получила широкое распространение, в основном - в розничной торговле продуктами питания. Среди последних событий - открытие компанией Утконос в помещениях своих семи московских магазинов "Перекрестков-экспресс" по франшизе.
2. Увеличение числа франшиз в сегменте услуг массажа, спа-услуг - самый удивительный тренд рынка в период кризиса, по мнению эксперта.
"В большинстве случаев при экономическом спаде потребители стараются потуже затянуть пояса и избегать покупок продуктов и услуг в премиум сегменте - люди сосредотачиваются на своих потребностях, а не на желаниях. Однако спрос на массажные услуги растет так же, как и растет спрос на франшизы в этой сфере, несмотря на сравнительно большие инвестиционные вложения".
В России в период кризиса наблюдался рост количества франшизных предложений в сегменте товаров и услуг для детей, демонстрирующий, что даже при ограничении бюджетов российские покупатели не привыкли экономить на детях.
3. Растущая тенденция использования в рекламной кампании франшизы инструментов маркетинга в социальных сетях (SMM).
По данным исследования компании Franchise Update в 2011 году этот довольно бюджетный метод рекламы франшизы использовали более 80 % франчайзеров-респондентов, и 12% из них зафиксировали продажи через этот канал. Наиболее популярные социальные платформы: Facebook, LinkedIn, YouTube, Craiglist и блоги.
В России этот способ рекламы франшизы также получает все большее распространение, прежде всего благодаря своей низкозатратности. Однако оценить результаты, пожалуй, смогли только создатели проектов с небольшими инвестициями (до 500 тыс. руб.), привлекательных для молодой аудитории социальных сетей.
4. Популяризация франчайзинга среди бывших спортсменов
В последние годы основным объектом внимания Международной Ассоциации Франчайзинга были бывшие военнослужащие, интересы которых организация лоббирует среди франчайзеров и проводит их бесплатное обучение. В 2011 году под свою эгиду ассоциация также решила взять и другую группу потенциальных франчайзи - бывших спортсменов.
В России наиболее перспективной аудиторией, для которой можно было бы предоставить всевозможные льготы для открытия предприятий по франшизе, являются молодые предприниматели и студенты. Вряд ли франчайзеры сами готовы предоставлять льготные условия для этой группы потенциальных франчайзи, которые, как правило, только начинают свой путь в бизнесе. Однако с помощью специальных комплексных государственных программ эта категория потенциальных франчайзи может пользоваться особыми преференциями и стать перспективной группой.
Наталья Крякова,
консультант по франчайзингу компании ФРАНКОН
Благодаря слаженной работе коллектива «Франкон» результаты превзошли наши самые смелые ожидания.
Благодарим команду «Франкон» за высокую компетентность, оперативность и вовлеченность в наш проект!
Мы долго искали подрядчика и в результате выбрали компанию «Франкон», поскольку только они соответствовали нашим высоким требованиям.
Компания ФРАНКОН разрабатывала для нас проект конверсионного франчайзинга. Проведена большая работа, результаты которой мы смогли применить при разработке франшизного пакета FitStudio.
Выражаю признательность коллективу компании "Франкон" и портала franshiza.ru за высококлассный консалтинг и подготовку документов франчайзингового пакета для нашей компании.
Благодарим Екатерину Арония, юриста компании «Франкон», за профессионализм и чуткое внимание к потребностям клиента.
Темой франчайзинга я заинтересовался давно. Но именно сейчас, имея опыт организации собственного успешного бизнеса и продажи первой тестовой франшизы, мы стали готовы к реализации программы франчайзинга и поиску новых партнеров.
Выражаем благодарность компании «Франкон» за проделанную работу по формированию франчайзингового продукта для магазинов фиксированных цен «ЗаОдно».
Решение о сотрудничестве с компанией «Франкон» приняли сразу после первой встречи. Было понятно, что нам «по пути». Нам предложили интересный вариант, при котором мы могли параллельно работать над созданием фрачайзингового пакета и начать привлечение первых партнеров - франчайзи.
Одна из идей дальнейшего развития нашла абсолютно качественное сопровождение с помощью специалистов компании "Франкон".
Несколько лет назад я сотрудничала с Ниной Семиной по разработке франчайзингового пакета для моей компании. Под ее руководством наша франшиза была разработана надежно, качественно, эффективно.
Благодаря сотрудничеству с компанией "Франкон" нам удалось значительно расширить франчайзинговую сеть магазинов белья Atlantic в России.
Позвольте от лица Правительства республики Башкортостан выразить Вам благодарность за участие в Первом Форуме малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС.
Нельзя не отметить личностный и персональный подход каждого из Ваших сотрудников к взаимодействию с нашим врачебным и управляющим персоналом, заинтересованность в достижении целей, поставленными нами перед Вашей фирмой и стремление к достижению качественного результата. От всей души говорим Вам огромное спасибо за Ваше терпение в сложных рабочих ситуациях и безмерную отзывчивость.
Было очень приятно работать с такими высококлассными специалистами, надеемся и в будущем на Вашу надежность и высокую репутацию.
Генеральный директор компании «Франкон» Семина Нина Анатольевна эффективно справляется с поставленными целями, а также оперативно решает все вопросы, возникающие в ходе совместной работы.
Выражаю благодарность компании "Франкон" и персонально руководителю Нине Семиной за качественную, детальную, высокоорганизованную работу по разработке полного пакета документов по франшизе бренда и бизнеса «Мама + Я».
Наша компания относится к тем заказчикам, для которых подготовка документов – серьезный процесс. К нему мы подходим ответственно, кропотливо, тщательно прорабатывая все детали.
Высокий профессионализм, творческий подход, опыт и доскональное знание рынка и теории франчайзинга специалистами компании "Франкон" позволило нам разработать в довольно быстрые сроки качественный франчайзинговый пакет.
Мы обратились в компанию "Франкон" для подготовки руководства по управлению Центром развития ребенка ENS (английский детский сад - English Nursery School).
Я обратилась в компанию "Франкон" после неудачного сотрудничества с якобы международной консалтинговой компанией. Кроме встреч с консультантом, за два месяца я не получила ни одного документа! Поэтому в следующий раз консультантов выбирала очень тщательно.
Специалисты компании "Франкон" неоднократно оказывали содействие в подготовке аналитических материалов ассоциации. Их работа свидетельствует о глубоком знании рынка и понимании проблем франчайзинга.
Мы выбрали компанию "Франкон" для разработки документов франчайзингового пакета. Полностью удовлетворены сотрудничеством и готовы рекомендовать всем компаниям, заинтересованным в развитии своего успешного бизнеса по франчайзингу и продажи франшиз.
От всей души благодарю компанию "Франкон" за безупречное качество и высокий профессионализм.
Наша компания 14 лет в ресторанном бизнесе. Мы владеем более чем 30 ресторанами в 4 городах России. Мы долго «созревали» для продажи нашей франшизы – итальянского семейного ресторана Casa Mia. И, во многом благодаря специалистам компании "Франкон", смогли реализовать эту задачу.
Конференция по франчайзингу в нашем городе проводилась впервые, но потребность в информации именно по этому виду бизнес-отношений у нас большая, я видел это по работе в Молодежной школе предпринимательства, при общении с действующими владельцами бизнесов.
Сотрудничаю со специалистами компании "Франкон" уже много лет. Впервые познакомился с ними в 2006 году, когда команда организовывала свои первые региональные конференции по франчайзингу.