Прогноз и тренды франчайзингового рынка на 2012

11.01.2012

В течение последних трех лет в США - безусловном лидере среди развитых стран по франчайзингу - рынок находится в жесткой стагнации, прежде всего, под воздействием снижения потребительского спроса и ужесточения кредитных стандартов.

В прошедшем 2011 году наблюдалось некоторое увеличение оборота франчайзингового бизнеса на 5,3% (в денежном выражении), однако количество новых открытых франчайзинговых точек в то же время уменьшилось на 0,6%.

В соответствии с исследованием IHS Global Insight после сдержанного роста рынок франчайзинга США ожидает возрождение в 2012 году. Наблюдаемые улучшения в сдерживающих рост областях привели исследователей к выводу, что франчайзинговый рынок США наконец-то ожидают положительные темпы роста (почти в 2%). Лидерами по динамике развития ожидаются франчайзинговые сети в области строительства, сегменте персональных услуг, а также сферах фаст-фуда и бизнес-услуг.

Однако прогнозы по результатам опроса Franchise Business Leader Survey 2011 года менее оптимистичны: число франчайзеров и франчайзи, ожидающих ухудшения экономической ситуации, увеличилось в 3-4 раза по сравнению с предыдущим годом. Но всё же большая часть участников опроса осторожничают и ожидают умеренный рост.

Специалист по франчайзингу Джоэль Либава выделяет следующие тенденции рынка франчайзинга в США:

1. Распространение конверсионной модели франшизы.

"В конверсионной франшизе независимое предприятие, например, местный магазин "у дома", платит роялти, чтобы стать частью системы франчайзинга известной компании, например, 7-eleven. Обе стороны получают выгоду в этой сделке: владелец магазина - популярный бренд и рост оборотов, а франчайзер - мгновенный поток роялти. Под конверсионную франшизу также легче получить финансирование из-за существующего потока доходов независимых магазинов и проверенной модели франчайзера."     

В России эта форма франчайзинга также получила широкое распространение, в основном - в розничной торговле продуктами питания. Среди последних событий - открытие компанией Утконос в помещениях своих семи московских магазинов "Перекрестков-экспресс" по франшизе.

2. Увеличение числа франшиз в сегменте услуг массажа, спа-услуг - самый удивительный тренд рынка в период кризиса, по мнению эксперта.

"В большинстве случаев при экономическом спаде потребители стараются потуже затянуть пояса и избегать покупок продуктов и услуг в премиум сегменте - люди сосредотачиваются на своих потребностях, а не на желаниях. Однако спрос на массажные услуги растет так же, как и растет спрос на франшизы в этой сфере, несмотря на сравнительно большие инвестиционные вложения".

В России в период кризиса наблюдался рост количества франшизных предложений в сегменте товаров и услуг для детей, демонстрирующий, что даже при ограничении бюджетов российские покупатели не привыкли экономить на детях.

3. Растущая тенденция использования в рекламной кампании франшизы инструментов маркетинга в социальных сетях (SMM).

По данным исследования компании Franchise Update в 2011 году этот довольно бюджетный метод рекламы франшизы использовали более 80 % франчайзеров-респондентов, и 12% из них зафиксировали продажи через этот канал. Наиболее популярные социальные платформы: Facebook, LinkedIn, YouTube, Craiglist и блоги.

В России этот способ рекламы франшизы также получает все большее распространение, прежде всего благодаря своей низкозатратности. Однако оценить результаты, пожалуй, смогли только создатели проектов с небольшими инвестициями (до 500 тыс. руб.), привлекательных для молодой аудитории социальных сетей.

4. Популяризация франчайзинга среди бывших спортсменов

В последние годы основным объектом внимания Международной Ассоциации Франчайзинга были бывшие военнослужащие, интересы которых организация лоббирует среди франчайзеров и проводит их бесплатное обучение. В 2011 году под свою эгиду ассоциация также решила взять и другую группу потенциальных франчайзи - бывших спортсменов.

В России наиболее перспективной аудиторией, для которой можно было бы предоставить всевозможные льготы для открытия предприятий по франшизе, являются молодые предприниматели и студенты. Вряд ли франчайзеры сами готовы предоставлять льготные условия для этой группы потенциальных франчайзи, которые, как правило, только начинают свой путь в бизнесе. Однако с помощью специальных комплексных государственных программ эта категория потенциальных франчайзи может пользоваться особыми преференциями и стать перспективной группой.

Наталья Крякова,
консультант по франчайзингу компании ФРАНКОН

Отзывы о компании

Назад Вперед все отзывы

Вопрос
консультанту

*
*
*

* – поля обязательные для заполнения

Закрыть

Заявка
на услуги компании

*
*
*
*
*
*
*
*
*

* – поля обязательные для заполнения

Закрыть

Оформить заявку
на семинар

*
*
*
*
*
*

Обновить

* – поля обязательные для заполнения

Закрыть