По числу франчайзинговых точек в прошлом году Россия обошла Германию (74,6 тыс. против 72,7 тыс.), между тем российская государственная статистическая служба до сих пор никак не измеряет франчайзинг в качестве отдельного вида предпринимательской деятельности.
Данные, которые приводятся в этой публикации – результат масштабного исследования, впервые в российской практике проведенного порталом Franshiza.ru путем анкетирования игроков рынка. Более ранние данные формировались в основном на основе экспертных оценок.
Оборот франчайзингового рынка в России пока занимает не столь большую долю в ВВП страны, как, например, в США (там его вклад почти 10%). Но эта цифра за последний год значительно выросла и превысила 3,5% от ВВП страны.
В целом можно выделить семь основных факторов, которые определили динамику развития российского франчайзинга в прошлом году.
1. Больше легальности
В российском правовом поле наиболее полно суть франчайзинговых взаимоотношений
отражает договор коммерческой концессии между франчайзером и франчайзи. Однако с
его использованием у игроков рынка возникало множество практических неудобств.
Сроки регистрации такого договора в Роспатенте раньше достигали 10-12 месяцев, а до момента регистрации он не считался заключенным, то есть работать по нему партнеры не могли. Кроме того, госпошлина за регистрацию договора составляла довольно внушительную сумму – 25 тыс. рублей. Год активной совместной работы Российской ассоциации франчайзинга, Минэкономразвития и Роспатента принес свои результаты: сроки регистрации договора благодаря принятию патентным ведомством нового регламента работы удалось сократить до 2-4 месяцев, а размер госпошлины – до 13,5 тыс. рублей.
Как показало наше исследование franshiza.ru, сейчас 55% российских франчайзеров заключают со своими франчайзи договор коммерческой концессии, около 25% работают по лицензионному договору, а остальные используют иные договорные конструкции. Анализ статистики Роспатента показывает стабильный рост зарегистрированных договоров коммерческой концессии, но все-таки количество зарегистрированных договоров коммерческой концессии пока на порядок меньше количества заключенных.
2. Новые финансовые инструменты
В прошлом году финансово-кредитный сектор, похоже, по-настоящему разглядел франчайзинг как точку роста в экономике, потому что стал массово выводить на рынок банковские продукты, специально настроенные под нужды франчайзи. Речь идет о программах кредитования на открытие бизнеса по франшизе.
Подобные продукты предлагают «Сбербанк», ВТБ, «Райффайзенбанк», «Росбанк» и др., а финансовая группа «Лайф» даже запустила программу софинансирования франчайзинговых проектов в рамках специально созданной структуры – фонда «Лайф Франчайзинг». Кроме того, теперь при открытии новых предприятий франчайзи могут воспользоваться специально адаптированными под франчайзинг программами лизинговых компаний.
3. Больше торговых площадей
Появление новых торговых площадей, особенно качественных торговых центров, всегда было витамином роста для франчайзинга. Управляющие структуры торговых центров обычно даже не рассматривают в качестве арендаторов компании с концепциями «no name» (то есть не имеющих известного бренда). Таким образом франшиза раскрученной концепции для многих предпринимателей становится «ключиком», открывающим доступ к аренде перспективного помещения.
Всего за 2013 год было построено 1,65 кв. м торговых площадей, а последний квартал и вовсе продемонстрировал лучшие квартальные показатели за последние семь лет (800 тыс. кв. м), по данным аналитиков Jones Lang LaSalle. Примечательно, что 56% этого объема пришлось на города с населением менее миллиона человек.
4. Франшизы из регионов
Рынок франшиз в 2013 году бурлил концепциями, которые зародились и прошли обкатку в регионах, а теперь стали претендовать на статус федеральных. И часто это были не пустые амбиции локальных игроков, а были подкреплены хорошими результатами работы в своем регионе, множеством открытых собственных точек и полной готовностью к тиражированию бизнес-модели с помощью франчайзинга.
На карте России четко выделяются несколько регионов, в которых франчайзинг развивается ускоренными темпами. Это Москва, Московская область, Тюменская и Челябинская области, Краснодарский край и Республика Татарстан. Часто это связано с активностью местных властей, которые рассматривают франчайзинг в качестве локомотива предпринимательства и инструмента развития малых городов и низкоконкурентных сфер. Так, в 2013 году правительство Татарстана первым из субъектов РФ приняло решение субсидировать создание франшиз местных предпринимателей. Бюджет программы составил 3,8 млн рублей, первые проекты уже реализуются.
5. Мода на услуги
Сфера розничной торговли исторически была основной для российского франчайзинга. Доля торговых франшиз, работающих на рынке, всегда была заметно больше половины. Однако в последние несколько лет наметился перелом. По итогам 2013 года совокупная доля продовольственной и непродовольственной розницы в общей массе франчайзинговых проектов составила 47%. Это произошло в первую очередь из-за того, что резко прибавилось франшиз в сфере услуг бизнесу и населению.
Рост произошел как за счет уже развитых и высоко конкурентных сегментов (фитнес, туристические агентства, детские развивающие центры, предприятия индустрии красоты), так и за счет новых для России и инновационных направлений франчайзинга. Так, в 2013 году свою франшизу рынку предложила компания ORRLA, оказывающая услуги в области проведения инвентаризации. На международной арене этот формат франчайзинга распространен и востребован, а для России – новинка.
В ушедшем году на рынок также вышло несколько франшиз хостелов. Можно отметить новосибирскую сеть хостелов «Достоевский», которая активно взялась за продажу своей франшизы и уже успела подписать несколько договоров с партнерами. Сеть хостелов Narnia вывела на рынок франчайзинга формат хостелов для детей с упором на игры, мультфильмы, книги и анимацию. В сфере развлечений можно выделить веревочный парк «Панда Парк» (сеть маршрутов с веревочными переправами, расположенными на деревьях, на высоте от 1 до 20 метров); эта компания первой в прошлом году запустила франшизу такого формата и привлекла франчайзи.
По-прежнему большой интерес у инвесторов вызывает сфера микрокредитования, а спрос рождает предложения – сегодня такую франшизу предлагают более двух десятков различных компаний этого профиля.
Среди безусловных лидеров по числу открытых франчайзинговых точек в прошлом году - компания с непривычной для российского рынка концепцией: услуги по тестированию способностей человека по отпечатку пальцев, основанному на специальной методике. Это компания InfoLife, стартап 2012 года, который вырос на 300 новых объектов, а заодно успел выйти на международный уровень – обзавелся франчайзи в Израиле, Австрии, Литве, Украине, Кыргызстане. Такая популярность может быть объяснена невысоким входным порогом в бизнес (от 40 тыс. рублей) и агрессивной рекламной кампанией франчайзера.
Немало владельцев вендингового бизнеса (торговые автоматы) в прошлом году вышли на рынок франшиз с собственным предложением. По сути, приобретение торговых автоматов некоторыми инвесторами рассматривалась как альтернатива эконом-франшизам. Некоторые франчайзеры от вендинга добились в прошлом году впечатляющих результатов. Например, сеть постаматов и пунктов выдачи заказов PickPoint открыла за год 100 новых франчайзинговых точек.
6. Смена вывесок
2013-й стал годом, когда франчайзеры особенно активно использовали так называемый конверсионный франчайзинг. Это когда владелец уже действующего предприятия сходного профиля присоединяется к сети франчайзера и начинает работать под его «зонтиком». Например, международная сеть по продаже букетов и доставке цветов Megaflowers готова принять в свою сеть действующие цветочные салоны, оказав при этом весь стандартный для классического франчайзинга набор услуг и опций.
Сеть фитнес-клубов FitStudio, стартовав с программой конверсионного франчайзинга весной 2013 года, подписали более 30 договоров по открытию фитнес-центров под своим брендом по всей России. А сеть туристических агентств «РоссТур» благодаря системе конверсионного франчайзинга смогла увеличить за год число точек более чем в два раза – на 270 (размер сети достиг 440 агентств).
При этом франчайзер не берет паушальный взнос и компенсирует своим франчайзи расходы на внешнее оформление офиса и изготовление вывески.
7. Иностранные концепции
Прирастал российский франчайзинг и благодаря приходу на рынок международных франчайзеров. Среди них можно выделить американскую сеть кафе-пекарен Wetzel’s Pretzels, которая специализируется на свежих кренделях. Сеть насчитывает более 300 точек по всему миру и рассчитывает на стремительное развитие в России и странах СНГ.
Компания «ЭнЭф Рус» получила на 40 лет право развития в России культовой американской сети сосисочных Nathan's. Известный американский бренд Dippin' Dots (культовое мороженое в форме мелких шариков, которые формируются путем приготовления в жидком азоте), развивающий свою франчайзинговую сеть с 1999 года по всему миру, наконец-то вышел на российский рынок.
Из сфере розничной торговли можно выделить американскую сеть магазинов обуви Steve Madden, насчитывающую около 500 магазинов по всему миру.
По прогнозам экономистов 2014 год будет непростым для экономики России, но опыт 2008-2009 годов показал, что кризисные явления только подстегивают развитие франчайзинга. Тем интереснее наблюдать за развитием и изменением этой перспективной модели ведения бизнеса.
* Обращаем Ваше внимание на то, что все
права на материал защищены в соответствии с российским и международным
законодательством об авторском праве и смежных правах.
При полной или частичной перепечатке информации, указанной в данной статье, в интернете, иных средствах массовой информации, печатных изданиях обязательна ссылка на портал franshiza.ru, а также указание на автора текста.
Благодаря слаженной работе коллектива «Франкон» результаты превзошли наши самые смелые ожидания.
Благодарим команду «Франкон» за высокую компетентность, оперативность и вовлеченность в наш проект!
Мы долго искали подрядчика и в результате выбрали компанию «Франкон», поскольку только они соответствовали нашим высоким требованиям.
Компания ФРАНКОН разрабатывала для нас проект конверсионного франчайзинга. Проведена большая работа, результаты которой мы смогли применить при разработке франшизного пакета FitStudio.
Выражаю признательность коллективу компании "Франкон" и портала franshiza.ru за высококлассный консалтинг и подготовку документов франчайзингового пакета для нашей компании.
Благодарим Екатерину Арония, юриста компании «Франкон», за профессионализм и чуткое внимание к потребностям клиента.
Темой франчайзинга я заинтересовался давно. Но именно сейчас, имея опыт организации собственного успешного бизнеса и продажи первой тестовой франшизы, мы стали готовы к реализации программы франчайзинга и поиску новых партнеров.
Выражаем благодарность компании «Франкон» за проделанную работу по формированию франчайзингового продукта для магазинов фиксированных цен «ЗаОдно».
Решение о сотрудничестве с компанией «Франкон» приняли сразу после первой встречи. Было понятно, что нам «по пути». Нам предложили интересный вариант, при котором мы могли параллельно работать над созданием фрачайзингового пакета и начать привлечение первых партнеров - франчайзи.
Одна из идей дальнейшего развития нашла абсолютно качественное сопровождение с помощью специалистов компании "Франкон".
Несколько лет назад я сотрудничала с Ниной Семиной по разработке франчайзингового пакета для моей компании. Под ее руководством наша франшиза была разработана надежно, качественно, эффективно.
Благодаря сотрудничеству с компанией "Франкон" нам удалось значительно расширить франчайзинговую сеть магазинов белья Atlantic в России.
Позвольте от лица Правительства республики Башкортостан выразить Вам благодарность за участие в Первом Форуме малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС.
Нельзя не отметить личностный и персональный подход каждого из Ваших сотрудников к взаимодействию с нашим врачебным и управляющим персоналом, заинтересованность в достижении целей, поставленными нами перед Вашей фирмой и стремление к достижению качественного результата. От всей души говорим Вам огромное спасибо за Ваше терпение в сложных рабочих ситуациях и безмерную отзывчивость.
Было очень приятно работать с такими высококлассными специалистами, надеемся и в будущем на Вашу надежность и высокую репутацию.
Генеральный директор компании «Франкон» Семина Нина Анатольевна эффективно справляется с поставленными целями, а также оперативно решает все вопросы, возникающие в ходе совместной работы.
Выражаю благодарность компании "Франкон" и персонально руководителю Нине Семиной за качественную, детальную, высокоорганизованную работу по разработке полного пакета документов по франшизе бренда и бизнеса «Мама + Я».
Наша компания относится к тем заказчикам, для которых подготовка документов – серьезный процесс. К нему мы подходим ответственно, кропотливо, тщательно прорабатывая все детали.
Высокий профессионализм, творческий подход, опыт и доскональное знание рынка и теории франчайзинга специалистами компании "Франкон" позволило нам разработать в довольно быстрые сроки качественный франчайзинговый пакет.
Мы обратились в компанию "Франкон" для подготовки руководства по управлению Центром развития ребенка ENS (английский детский сад - English Nursery School).
Я обратилась в компанию "Франкон" после неудачного сотрудничества с якобы международной консалтинговой компанией. Кроме встреч с консультантом, за два месяца я не получила ни одного документа! Поэтому в следующий раз консультантов выбирала очень тщательно.
Специалисты компании "Франкон" неоднократно оказывали содействие в подготовке аналитических материалов ассоциации. Их работа свидетельствует о глубоком знании рынка и понимании проблем франчайзинга.
Мы выбрали компанию "Франкон" для разработки документов франчайзингового пакета. Полностью удовлетворены сотрудничеством и готовы рекомендовать всем компаниям, заинтересованным в развитии своего успешного бизнеса по франчайзингу и продажи франшиз.
От всей души благодарю компанию "Франкон" за безупречное качество и высокий профессионализм.
Наша компания 14 лет в ресторанном бизнесе. Мы владеем более чем 30 ресторанами в 4 городах России. Мы долго «созревали» для продажи нашей франшизы – итальянского семейного ресторана Casa Mia. И, во многом благодаря специалистам компании "Франкон", смогли реализовать эту задачу.
Конференция по франчайзингу в нашем городе проводилась впервые, но потребность в информации именно по этому виду бизнес-отношений у нас большая, я видел это по работе в Молодежной школе предпринимательства, при общении с действующими владельцами бизнесов.
Сотрудничаю со специалистами компании "Франкон" уже много лет. Впервые познакомился с ними в 2006 году, когда команда организовывала свои первые региональные конференции по франчайзингу.