После того, как оценены все за и против. Можно приступить к работе над созданием четкой франчайзинговой концепции. Основная ошибка этого этапа, это попытка создать договор силами юристов (а иногда и воспользоваться «типовым» или конкурентов) по которому и будет осуществляться сотрудничество.
Юристы не могут проводить тщательные исследования рынка франшиз, оценивать альтернативу бизнеса, проводить стратегические расчеты, которых требует разработка франшизы. До разработки договора нужно продумать саму систему франчайзинга, проанализировать цели, бизнес-модель, составляющие франшизы, льготы и системы поддержки франчайзи, точки контроля, риски и систему ответственности, проанализировать конкурентные франшизы и определить, наконец, условия франшизы.
Любое решение для бизнеса должно быть подвержено с исследованиями.
Концепция франчайзинга включает в себя исследование рыночной ниши, исследование конкурентной среды, исследование опыта развития аналогичных франшиз в России и зарубежом, оценку продукта/услуги, выявление конкурентных преимуществ, Расчет общих экономических показателей франшизы, а также, пожалуй, одну из самых важных составляющих – оценку внутренних возможностей компании. Необходимо на старте понимать основные и дополнительные источники дохода от франчайзинговой деятельности, разработать территориальную политику – неконкуренции партнеров, механизм удержания партнера в сети, критерии оценки привлекательности региона, методику оценки помещения и др
Только после понимания Концепции франчайзинга возможна работа по подготовке договоров. Конечно, существуют типовые договоры коммерческой концессии (франчайзинга), но использовать их категорически не рекомендуется и очень рискованно : договор общего плана не фиксирует индивидуальных особенностей именно Ваших взаимоотношений. Эти особенности необходимо продумать и прописать отдельно.
Возможность передать франчайзи идеи и стандарты франчайзора, ноу-хау , торговые секреты на временное пользование - это оформить их в письменном виде в Руководстве по Оперативному управлению. Вся информация, которая содержится в Руководстве, конфиденциальная. Договор франчайзинга (коммерческой концессии) обычно ссылается на Руководство, а также на другие документы, которые могут быть доступны для франчайзи. Франчайзер может использовать различные названия для Руководства: Руководство по франшизе, Операционное пособие, Руководство по управлению франшизным предприятием, Учебник квалифицированного франчайзи и другие. Часто выбор названия определяется исходя их типа и масштаба операций, которые необходимо задокументировать, а также названий других пособий, гидов и инструментов коммуникаций, доступных для франчайзи и помогающих им вести бизнес успешно.
Обычно франчайзи подписывает франчайзинговый договор и после того, как договор подписан, вряд ли его будут снова читать, если только не возникнет спор. Отсюда следует, что именно Руководство будет служить главным инструментом для напоминания франчайзи об его обязательствах и позволять ему ежедневно выполнять условия договора.
После Договора франчайзинга Руководство по Оперативному Управлению является самым важным документом, переданным франчайзи. Если Договор устанавливает договорные обязательства франчайзера и франчайзи, то документ, определяющий деловую репутацию франчайзера, - в операционных деталях уточняет, что нужно делать франчайзи, чтобы выполнить свои обязательства.
Название "Руководство по Франшизе" часто используется для обозначения полноты всей информации, которая необходима для становления, функционирования и развития франшизного предприятия. Франчайзер стремится написать Руководство в течение пилотной стадии. Затем франчайзер проводит обучение в пилотном проекте для того, чтобы убедиться, что система работает так, как описана. После этого он адаптирует общее Руководство. Первая редакция должна быть готова для франчайзи, когда они начинают проходить первоначальное обучение.
Чтобы Руководство было эффективным, с ним нужно постоянно работать - "живой" документ передает ноу-хау франчайзера и бизнес-систему и отражает все изменения, модификации и дополнения работающих методов и порядков. Следовательно, договорным обязательством франчайзера также является усовершенствование Руководства.
Другие инструменты коммуникации и документы, которые могут входить в Руководство - это:--руководства для наемных работников--инструкции по соблюдению техники безопасности--маркетинговый пакет, включающий директивы идентификации бренды --руководство по мерчандайзингу--руководство по управлению розничным предприятием--руководство по правильной и безопасной эксплуатации оборудования и др
Руководство по оперативному управлению бизнесом (Operations manual) – книга, либо система электронных документов, представляющая собой свод норм, правил и инструкций, которые франчайзи должен строго соблюдать для правильного копирования бизнес-модели франчайзора. Руководство включает в себя управление персоналом (организационная структура, должностные инструкции, найм, мотивацию, обучение и др), описание бизнес процессов предприятия (ассортиментная политика, обслуживание клиентов, организация закупок, отчетность и др.).
Эти документы впоследствии станут гарантами соответствия всех предприятий и собственных и франчайзинговых единым стандартам вида и ведения бизнеса. Нарушение которых во франчайзинге достаточно опасно. Потеря потребителя недовольного качеством услуг одного их предприятий сети, коснется всей сети, всего бренда.
Для привлечения и отбора потенциальных франчайзи необходимо подготовить Презентационные материалы: Коммерческое предложение, презентации, фирменные листовки, определить небольшой, но достаточный контент сайта для раздела Франчайзинг., В 70% случаев решение о покупке франшизы принимается под воздействием эмоций, - на основе отношения будущего франчайзи к товару или услуге, , которые он будет продавать к компании – франчайзору и к концепции сети в целом. Поэтому, разрабатывая рекламные материалы, необходимо учитывать эмоциональную составляющую – то, что должно «зацепить» покупателя.
Еще один документ - Финансовая модель проекта (на базе существующего бизнеса!), позволяет инвестору оценить ожидания, затраты и доходы предприятия. Но это лишь прогноз и ни в коем случае не является гарантией франчайзора и обещанием, что у франчайзи все пойдет «по плану».
Необходимо четко продумать Регламент внутренней работы франчайзора - описать подготовительную стадию работы, ведение переговоров и подписание договоров, подготовительные работы, этапы запуска проекта, рекламную кампанию открытия, обучение персонала, управление деятельностью и контроль сети, инструменты и технологии контроля. А также определить стратегию, инструменты продажи франшизы, провести тренинги по продаже франшизы с персоналом компании.
Маркетинг франшизы – неотъемлемая часть разработки франшизного пакета, к сожалению, российские консультанты часто опускают эту часть франшизного пакета. Это в первую очередь, связано с тем, что специалистов – практиков, которые смогут проффесионально продвигать франшизу и имеют опыт продажи франшиз, очень мало. Результат, после разработки франшизного пакета Франчайзор совершенно не знает, что и как с ним делать. Франшиза есть, а вот потенциальных инвесторов немного. Именно грамотная политика продвижения и организации продаж франшизы, особенно на первом этапе является главной составляющей успеха. Маркетинг франшизы – это составление маркетингового плана, выработка маркетинговых инструментов продвижения франшизы, PR поддержка продвижения франшизы.
Благодаря слаженной работе коллектива «Франкон» результаты превзошли наши самые смелые ожидания.
Благодарим команду «Франкон» за высокую компетентность, оперативность и вовлеченность в наш проект!
Мы долго искали подрядчика и в результате выбрали компанию «Франкон», поскольку только они соответствовали нашим высоким требованиям.
Компания ФРАНКОН разрабатывала для нас проект конверсионного франчайзинга. Проведена большая работа, результаты которой мы смогли применить при разработке франшизного пакета FitStudio.
Выражаю признательность коллективу компании "Франкон" и портала franshiza.ru за высококлассный консалтинг и подготовку документов франчайзингового пакета для нашей компании.
Благодарим Екатерину Арония, юриста компании «Франкон», за профессионализм и чуткое внимание к потребностям клиента.
Темой франчайзинга я заинтересовался давно. Но именно сейчас, имея опыт организации собственного успешного бизнеса и продажи первой тестовой франшизы, мы стали готовы к реализации программы франчайзинга и поиску новых партнеров.
Выражаем благодарность компании «Франкон» за проделанную работу по формированию франчайзингового продукта для магазинов фиксированных цен «ЗаОдно».
Решение о сотрудничестве с компанией «Франкон» приняли сразу после первой встречи. Было понятно, что нам «по пути». Нам предложили интересный вариант, при котором мы могли параллельно работать над созданием фрачайзингового пакета и начать привлечение первых партнеров - франчайзи.
Одна из идей дальнейшего развития нашла абсолютно качественное сопровождение с помощью специалистов компании "Франкон".
Несколько лет назад я сотрудничала с Ниной Семиной по разработке франчайзингового пакета для моей компании. Под ее руководством наша франшиза была разработана надежно, качественно, эффективно.
Благодаря сотрудничеству с компанией "Франкон" нам удалось значительно расширить франчайзинговую сеть магазинов белья Atlantic в России.
Позвольте от лица Правительства республики Башкортостан выразить Вам благодарность за участие в Первом Форуме малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС.
Нельзя не отметить личностный и персональный подход каждого из Ваших сотрудников к взаимодействию с нашим врачебным и управляющим персоналом, заинтересованность в достижении целей, поставленными нами перед Вашей фирмой и стремление к достижению качественного результата. От всей души говорим Вам огромное спасибо за Ваше терпение в сложных рабочих ситуациях и безмерную отзывчивость.
Было очень приятно работать с такими высококлассными специалистами, надеемся и в будущем на Вашу надежность и высокую репутацию.
Генеральный директор компании «Франкон» Семина Нина Анатольевна эффективно справляется с поставленными целями, а также оперативно решает все вопросы, возникающие в ходе совместной работы.
Выражаю благодарность компании "Франкон" и персонально руководителю Нине Семиной за качественную, детальную, высокоорганизованную работу по разработке полного пакета документов по франшизе бренда и бизнеса «Мама + Я».
Наша компания относится к тем заказчикам, для которых подготовка документов – серьезный процесс. К нему мы подходим ответственно, кропотливо, тщательно прорабатывая все детали.
Высокий профессионализм, творческий подход, опыт и доскональное знание рынка и теории франчайзинга специалистами компании "Франкон" позволило нам разработать в довольно быстрые сроки качественный франчайзинговый пакет.
Мы обратились в компанию "Франкон" для подготовки руководства по управлению Центром развития ребенка ENS (английский детский сад - English Nursery School).
Я обратилась в компанию "Франкон" после неудачного сотрудничества с якобы международной консалтинговой компанией. Кроме встреч с консультантом, за два месяца я не получила ни одного документа! Поэтому в следующий раз консультантов выбирала очень тщательно.
Специалисты компании "Франкон" неоднократно оказывали содействие в подготовке аналитических материалов ассоциации. Их работа свидетельствует о глубоком знании рынка и понимании проблем франчайзинга.
Мы выбрали компанию "Франкон" для разработки документов франчайзингового пакета. Полностью удовлетворены сотрудничеством и готовы рекомендовать всем компаниям, заинтересованным в развитии своего успешного бизнеса по франчайзингу и продажи франшиз.
От всей души благодарю компанию "Франкон" за безупречное качество и высокий профессионализм.
Наша компания 14 лет в ресторанном бизнесе. Мы владеем более чем 30 ресторанами в 4 городах России. Мы долго «созревали» для продажи нашей франшизы – итальянского семейного ресторана Casa Mia. И, во многом благодаря специалистам компании "Франкон", смогли реализовать эту задачу.
Конференция по франчайзингу в нашем городе проводилась впервые, но потребность в информации именно по этому виду бизнес-отношений у нас большая, я видел это по работе в Молодежной школе предпринимательства, при общении с действующими владельцами бизнесов.
Сотрудничаю со специалистами компании "Франкон" уже много лет. Впервые познакомился с ними в 2006 году, когда команда организовывала свои первые региональные конференции по франчайзингу.