Франчайзинг – не только один из эффективных способов создания собственного бизнеса, но и прекрасная возможность для вложения свободных денежных средств, диверсификации бизнеса. Например, на западе франчайзинг рассматривают как лучший вариант продолжения карьеры для людей исполнительных, но не склонных к инициативе.
По данным компании ФРАНКОН,сегодня на территории России предлагается боле 800 франшиз. Однако если у этих компаний запросить коммерческое предложение или просто попросить связать с отделом франчайзинга, то окажется, что в большинстве из них франчайзинг находится в зачаточном состоянии, а то и вовсе лишь в умах руководства (хорошо,если не в умах аферистов). Опытных франчайзеров, с тщательно разработанной документацией, готовых оказывать поддержку при открытии бизнеса, и, главное, при его функционировании, гораздо меньше – всего около 200.
Однозначного рецепта успеха нет. До сих пор очень многое зависит от местоположения предприятия, конъюнктуры рынка, новизны продукции/услуги и/или известности бренда и др факторам. Инвесторы отдают предпочтение либо "старым"проверенным франшизам, имеющим имя и положительный опыт, либо новым интересным франшизам с товаром или идеями, которых еще нет в их городе. Наибольший спрос на недорогие франшизы до 600 тыс рублей. По прежнему, самыми дорогостоящими остаются франшизы в ресторанном сегменте, в производстве и др. - до 1 млн.долларов. самые низко затратные - франшизы, ориентированные на торговлю на небольших островных площадях - до 600 тыс. рублей. Выбирая франшизу, кроме анализа самой франшизы необходимо проанализировать торговые площади, конкуренцию и потребительские спрос в своем городе. Исходя из этого и принимать решение о покупке той или иной франшизы.
Франчайзинг по видам деятельности
(по аналитическим данным компании ФРАНКОН на июнь 2011 год. В другое входит производство, строительство, издательский бизнес, и др.)
Что следует узнать у продавцу франшизы
Нередко франчайзер желает лишь «оздоровить» свой не прибыльный бизнес,используя Ваши инвестиции. В этом случае Вас неминуемо ждет крах. Чтобы не оказаться в такой ситуации, при выборе франшизы важно задать будущему партнеру ряд вопросов и посмотреть, что он ответит.
Сколько лет Вы занимаетесь этим бизнесом, сколько лет Вы продаете франшизы? Собственно, регламентации сроков нет. По моему опыту,необходимо, чтобы бизнес франчайзера окупился, то есть не был на этапе становления, идеально, когда у Франчайзера открыты различные форматы предприятий и все они доказали свою состоятельность. То же и с франчайзи, необходимо время не только на открытие франчайзинговой точки, но и на то, чтобы подтвердить, что формула успеха Франчайзера работает и у франчайзи, что бизнес успешный. Если только, это не новая франшиза. Вы можете услышать в ответ, что это новая франшиза (как правило, они стоят дешевле). Как быть? Уделите особое внимание деятельности самой компании – франчайзера, ее опыту работы на рынке,показателям, репутации собственника или Генерального Директора. Среди плюсов новой франшизы: возможность получения высокой прибыли, если бизнес будет расти быстрыми темпами.
Сколько франчайзинговых предприятий работает в Вашей системе, сколько Вы закрыли,выкупили, перепродали и почему? Насторожить может непредставление информации, закрытость франчайзера. Статистики «нормального»процента закрытия франчайзинговых точек в России нет, американские же эксперты говорят о том, что за пятилетний срок из 8 вновь созданных франшизных предприятий только 1 прекращает свое существование. Запросите контакты действующих франчайзи. Помните,добросовестный продавец всегда даст Вам возможность проанализировать франшизу и пообщаться с франчайзи.
Если продавец убеждает Вас поверить на слово, отказывается предоставлять информацию, аргументируя это российской спецификой ведения бизнеса, стоит повременить с покупкой такой франшизы.
Есть ли у Вас необходимые юридические права на товарный знак, имеете ли Вы право передавать их франчайзи? Свидетельство на Товарный знак, в котором определен владелец, классы, на которые распространяется Товарный знак,Территория. К сожалению, в пяти из десяти случаев оказывается, что либо товарный знак не зарегистрирован, либо право пользования принадлежит другой компании, а не той, с которой Вы будете заключать договор. Бывает и так, что франчайзи подписывает контракт, например, на три года, а у франчайзера право пользования товарным знаком истекает через год.
Какие суммы мне предстоит платить Вам? Как правило, это паушальный взнос (разовая выплата), роялти (регулярные выплаты), отчисления в рекламный фонд. Проанализируйте взносы похожих франшиз и объем предоставляемых услуг.Иногда компании не берут паушальный взнос, а на поверку оказывается, что нужно дополнительно оплачивать обучение, разработку дизайна и др. Роялти могут быть фиксированными, а могут устанавливаться от оборота. Также роялти могут бытьскрытые, то есть уже заложены в цену товара. В среднем, роялти – 6-7% от выручки, средний размер отчислений на рекламу– 1-2%. Часто франчайзи не должен оплачивать рекламные отчисления непосредственно франчайзеру, но в обязанностях франчайзи будет предусмотрено проводить локальную рекламную кампанию, аккумулируя данные платежи и отчитываться перед франчайзером.
Предусмотрена ли система поддержки франчайзи в договоре? К сожалению, многие компании декларируют широкую поддержку, но реально ее не оказывают. Поэтому обязательно проверьте, что записано в договоре. Желательно с продавцом сразу оговорить подробную программу обучения Вашего персонала, другие пункты поддержки и включить эти положения в договор.
Есть ли у Вас франчайзинговых пакет, включает ли он руководство по оперативному управлению? Руководство – это документ, который определяет деловую репутацию франчайзера. Здесь четко написано, что Вам нужно делать для выполнения своих обязательств. Изучив руководство, Вы сможете реально оценить,какую поддержку получите. К сожалению, сегодня франчайзи редко получает возможность ознакомиться с руководством до того, как подпишет договор франчайзинга. Тем не менее, запросить этот документ все же стоит. Имейте в виду:информация, которая содержится в руководстве, конфиденциальная. Поэтому перед тем как Вы сможете его увидеть, продавец обязательно настоит на подписании соглашения о неразглашении информации.
Предоставляете ли Вы льготные условия сотрудничества? Под льготными условиями имеются в виду следующие: эксклюзивное право на территорию;специальные скидки, отличные от оптовиков; приоритет открытия новых предприятий в городе перед остальными кандидатами на франшизу. Также спросите, будет ли компания открывать собственные предприятия в Вашем городе. Насторожить здесь прежде всего должны нечеткие ответы франчайзора. Вероятнее всего, у него не продумана программа франчайзинга, плохо отработан механизм взаимоотношения с франчайзи. Возможно, возникнут противоречия между несколькими направлениями бизнеса – оптовая торговля, франчайзинг, собственная сеть.
Открывают ли Ваши действующие франчайзи дополнительные предприятия?
Самый важный аргумент ЗА при покупке франшизы, на мой взгляд – это открытие действующими франчайзи дополнительных франчайзинговых предприятий. Если у франчайзера все хорошо, то и действующие франчайзи будут стремиться развивать свой бизнес, захватывая все новые и новые территории.
Какие вопросы нужно задать действующему франчазеру:
Четыре ситуации, которые должны Вас насторожить при выборе франшизы
Благодаря слаженной работе коллектива «Франкон» результаты превзошли наши самые смелые ожидания.
Благодарим команду «Франкон» за высокую компетентность, оперативность и вовлеченность в наш проект!
Мы долго искали подрядчика и в результате выбрали компанию «Франкон», поскольку только они соответствовали нашим высоким требованиям.
Компания ФРАНКОН разрабатывала для нас проект конверсионного франчайзинга. Проведена большая работа, результаты которой мы смогли применить при разработке франшизного пакета FitStudio.
Выражаю признательность коллективу компании "Франкон" и портала franshiza.ru за высококлассный консалтинг и подготовку документов франчайзингового пакета для нашей компании.
Благодарим Екатерину Арония, юриста компании «Франкон», за профессионализм и чуткое внимание к потребностям клиента.
Темой франчайзинга я заинтересовался давно. Но именно сейчас, имея опыт организации собственного успешного бизнеса и продажи первой тестовой франшизы, мы стали готовы к реализации программы франчайзинга и поиску новых партнеров.
Выражаем благодарность компании «Франкон» за проделанную работу по формированию франчайзингового продукта для магазинов фиксированных цен «ЗаОдно».
Решение о сотрудничестве с компанией «Франкон» приняли сразу после первой встречи. Было понятно, что нам «по пути». Нам предложили интересный вариант, при котором мы могли параллельно работать над созданием фрачайзингового пакета и начать привлечение первых партнеров - франчайзи.
Одна из идей дальнейшего развития нашла абсолютно качественное сопровождение с помощью специалистов компании "Франкон".
Несколько лет назад я сотрудничала с Ниной Семиной по разработке франчайзингового пакета для моей компании. Под ее руководством наша франшиза была разработана надежно, качественно, эффективно.
Благодаря сотрудничеству с компанией "Франкон" нам удалось значительно расширить франчайзинговую сеть магазинов белья Atlantic в России.
Позвольте от лица Правительства республики Башкортостан выразить Вам благодарность за участие в Первом Форуме малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС.
Нельзя не отметить личностный и персональный подход каждого из Ваших сотрудников к взаимодействию с нашим врачебным и управляющим персоналом, заинтересованность в достижении целей, поставленными нами перед Вашей фирмой и стремление к достижению качественного результата. От всей души говорим Вам огромное спасибо за Ваше терпение в сложных рабочих ситуациях и безмерную отзывчивость.
Было очень приятно работать с такими высококлассными специалистами, надеемся и в будущем на Вашу надежность и высокую репутацию.
Генеральный директор компании «Франкон» Семина Нина Анатольевна эффективно справляется с поставленными целями, а также оперативно решает все вопросы, возникающие в ходе совместной работы.
Выражаю благодарность компании "Франкон" и персонально руководителю Нине Семиной за качественную, детальную, высокоорганизованную работу по разработке полного пакета документов по франшизе бренда и бизнеса «Мама + Я».
Наша компания относится к тем заказчикам, для которых подготовка документов – серьезный процесс. К нему мы подходим ответственно, кропотливо, тщательно прорабатывая все детали.
Высокий профессионализм, творческий подход, опыт и доскональное знание рынка и теории франчайзинга специалистами компании "Франкон" позволило нам разработать в довольно быстрые сроки качественный франчайзинговый пакет.
Мы обратились в компанию "Франкон" для подготовки руководства по управлению Центром развития ребенка ENS (английский детский сад - English Nursery School).
Я обратилась в компанию "Франкон" после неудачного сотрудничества с якобы международной консалтинговой компанией. Кроме встреч с консультантом, за два месяца я не получила ни одного документа! Поэтому в следующий раз консультантов выбирала очень тщательно.
Специалисты компании "Франкон" неоднократно оказывали содействие в подготовке аналитических материалов ассоциации. Их работа свидетельствует о глубоком знании рынка и понимании проблем франчайзинга.
Мы выбрали компанию "Франкон" для разработки документов франчайзингового пакета. Полностью удовлетворены сотрудничеством и готовы рекомендовать всем компаниям, заинтересованным в развитии своего успешного бизнеса по франчайзингу и продажи франшиз.
От всей души благодарю компанию "Франкон" за безупречное качество и высокий профессионализм.
Наша компания 14 лет в ресторанном бизнесе. Мы владеем более чем 30 ресторанами в 4 городах России. Мы долго «созревали» для продажи нашей франшизы – итальянского семейного ресторана Casa Mia. И, во многом благодаря специалистам компании "Франкон", смогли реализовать эту задачу.
Конференция по франчайзингу в нашем городе проводилась впервые, но потребность в информации именно по этому виду бизнес-отношений у нас большая, я видел это по работе в Молодежной школе предпринимательства, при общении с действующими владельцами бизнесов.
Сотрудничаю со специалистами компании "Франкон" уже много лет. Впервые познакомился с ними в 2006 году, когда команда организовывала свои первые региональные конференции по франчайзингу.